Доклад об осуществлении государственного контроля министерством культуры и национальной политики области в 2019 году

Дата размещения: 11.03.2020 14:53
Дата изменения: 11.03.2020 14:56


ДОКЛАД

об осуществлении государственного контроля

министерством культуры и национальной политики

Амурской области в 2019 году

и об эффективности такого контроля

 

 

Раздел 1.

Состояние нормативно-правового регулирования в

соответствующей сфере деятельности


 

Министерство культуры и национальной политики области (далее - министерство) в соответствии с Законом Амурской области от 07.06.2007 № 344-ОЗ «О системе исполнительных органов государственной власти Амурской области» является исполнительным органом государственной власти области в сфере архивного дела на территории области. Территориальных органов не имеет.

Государственный контроль по соблюдению законодательства об архивном деле в Амурской области осуществляет отдел архивного и музейного дела, который входит в состав управления национальной политики и архивного дела министерства культуры и национальной политики области (далее – отдел).

Предметом проверок является соблюдение обязательных требований нормативных правовых актов Российской Федерации в сфере архивного дела и делопроизводства, установленных:

- Федеральным законом от 22.10.2004 № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации»;

- Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;

- Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.06.2009 № 477 «Об утверждении правил делопроизводства в федеральных органах исполнительной власти»;

- Правилами организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях, утвержденными приказом Министерства культуры Российской Федерации от 31.03.2015 №526;

- Приказом Министерства культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации от 18.01.2007 № 19 «Об утверждении Правил организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда РФ и других архивных документов в государственных и муниципальных архивах, музеях и библиотеках, организациях РАН»;

- Приказом Федерального архивного агентства от 23.12.2009 №76 «Об утверждении Методических рекомендаций по разработке инструкций по делопроизводству в федеральных органах исполнительной власти»;

- Приказом Министерства культуры Российской Федерации от 25.08.2010 № 558 «Об утверждении «Перечня типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения»;

- Постановлением губернатора Амурской области от 07.02.2019 № 33 «Об утверждении типовой инструкции по делопроизводству в исполнительных органах государственной власти Амурской области»;

- Приказом Росстандарта от 08.12.2016 № 2004-ст (в редакции от 14.05.2018), утверждающего ГОСТ Р 7.0.97-2016. Национальный стандарт Российской Федерации. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Организационно-распорядительная документация. Требования к оформлению документов".

Нормативно-правовые акты, регулирующие осуществление государственного контроля в сфере архивного дела, объективны, обоснованы, в них отсутствуют признаки коррупциогенности, все они доступны для юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, являются достаточными по содержанию, в них учтены особенности ведения указанной деятельности. Размещены в правовых базах, в сети Интернет на официальных сайтах Федерального архивного агентства и министерства культуры и национальной политики области.

 


Раздел 2.

Организация государственного контроля (надзора),

муниципального контроля


 

Министерство осуществляет свою деятельность на основании Положения о министерстве культуры и национальной политики Амурской области (утверждено постановлением губернатора Амурской области от 10.01.2018 № 1 (в редакции постановлений губернатора Амурской области от 17.01.2019 № 18, от 12.04.2019 № 116) «Об утверждении Положения о министерстве культуры и национальной политики Амурской области»), в котором предусмотрено исполнение функции по соблюдению законодательства об архивном деле на территории Амурской области, и административного регламента по исполнению министерством культуры и национальной политики Амурской области государственной функции по «Осуществлению контроля за соблюдением законодательства об архивном деле на территории Амурской области» (утвержден приказом министерства культуры и национальной политики Амурской области от 16.07.2018 № 151-ОД).

Министерство не имеет подведомственных организаций, выполняющих функции по осуществлению государственного контроля (надзора).

Исполнение государственной функции по осуществлению регионального государственного контроля (надзора) в области в министерстве возложены на начальника управления национальной политики и архивного дела и начальника отдела архивного и музейного дела управления национальной политики и архивного дела, а также специалистов отдел архивного и музейного дела министерства.

Министерство, как орган, уполномоченный на осуществление регионального государственного контроля (надзора), аккредитацию юридических лиц и граждан в качестве экспертных организаций и экспертов, привлекаемых к выполнению мероприятий по надзору и контролю при проведении проверок, не осуществляет.

Контроль за соблюдением законодательства об архивном деле Российской Федерации на территории Амурской области министерство осуществляет в соответствии с Федеральным законом от 22.10.2004 № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации».

Порядок исполнения министерством государственной функции по осуществлению контроля за соблюдением законодательства об архивном деле установлен постановлением Правительства Амурской области от 13.09.2017 № 437 «О порядке организации и осуществления регионального государственного контроля за соблюдением законодательства об архивном деле в Амурской области», Административным регламентом по исполнению министерством культуры и национальной политики Амурской области государственной функции по осуществлению контроля за соблюдением законодательства об архивном деле на территории Амурской области, утвержденным приказом министерства от 16.07.2018 № 151-ОД.

При формировании ежегодных планов проведения проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, плана проведения проверок деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц органов местного самоуправления на 2019 год министерство осуществляло взаимодействие по вопросу совместных проверок с Главным управлением МЧС России по Амурской области, управлением Федеральной службы по ветеринарии и фитосанитарному надзору по Забайкальскому краю и Амурской области, управлением ветеринарии Амурской области. В результате проведенного взаимодействия на этапе планирования количество совместных проверок составило 2 из 9.

В перечень основных функций министерства входит контроль за соблюдением законодательства об архивном деле на территории Амурской области и выдача предписаний об устранении выявленных нарушений законодательства об архивном деле.

В качестве обеспечительной функции можно рассматривать функцию по утверждению описей дел постоянного хранения, представленных на рассмотрение экспертно-проверочной методической комиссии министерства. Обеспечительная функция состоит в том, что позволяет контролировать процесс своевременной подготовки дел к передаче на государственное хранение, благодаря чему министерство имеет точную информацию о количестве дел, находящихся на хранении в организации и подлежащих дальнейшей передаче на государственное и муниципальное хранение.

Министерство два раза в год представляет информацию о реализации Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» в прокуратуру Амурской области.

 


Раздел 3.

Финансовое и кадровое обеспечение государственного контроля (надзора), муниципального контроля


 

Финансирование исполнения функции осуществляется в рамках бюджетных средств, выделяемых на обеспечение текущей деятельности министерства, и составило 3715,7 тыс.руб. Отдельное финансирование на проведение контрольных мероприятий не предусмотрено.

Исполнение функции по контролю за соблюдением законодательства об архивном деле осуществляет отдел архивного и музейного дела, состоящий из 4 штатных единиц: начальник управления, начальник отдела, ведущий консультант, консультант. Штат отдела укомплектован полностью, вакансий нет. Отдел подчиняется начальнику управления национальной политики и архивного дела и министру.

Все сотрудники отдела имеют высшее образование.

Классные чины государственной гражданской службы присвоены 4 специалистам, непосредственно выполняющим функции по контролю.

В отчетном году проведено 17 проверок, из них: в I полугодии – 10, во II полугодии – 7. Проверки проводятся комиссионно. Комиссия формируется из 2 сотрудников отдела. Средняя нагрузка на одного работника, уполномоченного на осуществление контроля и фактически привлеченного к выполнению функций по контролю, в отчетный период составляет 7,3 проверок в год.

За отчетный период к проведению мероприятий по контролю эксперты и экспертные организации не привлекались.

 


Раздел 4.

Проведение государственного контроля (надзора),

муниципального контроля


 

На 2019 год согласно плану проведения проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и плану проведения проверок деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц органов местного самоуправления, утвержденных приказами министерства от 25.10.2018 №217-ОД и от 19.09.2018 №187-ОД, было запланировано проведение 9 плановых проверок. Проверка деятельности органов государственной власти и должностных лиц органов государственной власти на 2019 год не планировалась. Все проведенные плановые проверки были выездными.

Внеплановых проверок в 2019 году проведено 8, из них: 3 - документарных, 5 - выездных. Все они проведены по проверке исполнения выданных предписаний.

За I полугодие 2019 года проведено 7 плановых проверок на соблюдение законодательства об архивном деле и 3 внеплановых проверки по выданным ранее предписаниям.

За II полугодие 2019 года проведено 2 плановых проверок и 5 внеплановых проверок по выданным ранее предписаниям.

В ходе проверок в отчетном году выявлено 20 нарушений законодательства об архивном деле. Все нарушения выявлены при проведении плановых проверок.

Общее количество проверенных юридических лиц по вопросам соблюдения законодательства в сфере архивного дела на территории Амурской области в отчетном году составило 12, из них: исполнительные органы государственной власти Амурской области-2, органов местного самоуправления-8, государственные учреждения-2. Нарушения законодательства об архивном деле выявлены у 6 юридических лиц.

К мероприятиям по государственному контролю в 2019 году эксперты и представители экспертных организаций не привлекались.

Сроки и порядок уведомления о начале проведения контрольных мероприятий соблюдены. Заявлений от юридических лиц о признании недействительности результатов проверки не поступало.

Министерство осуществляет информирование о результатах проводимых проверок путем размещения информации на официальном сайте министерства. Данная информация обновляется ежемесячно.

Риск-ориентированный подход при организации и осуществлении государственного контроля (надзора) органов местного самоуправления и органов государственной власти не применялся. Региональный государственный контроль (надзор) в сфере соблюдения законодательства об архивном деле не включен в Перечень видов государственного контроля (надзора), которые осуществляются с применением риск-ориентированного подхода, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2016 № 806 (в редакции постановления).

Министерством проведены мероприятия по профилактике нарушений обязательных требований в сфере соблюдения законодательства об архивном деле:

- разработана Программа профилактики нарушений обязательных требований в сфере государственного контроля за соблюдением законодательства об архивном деле на территории Амурской области на 2019 и плановые периоды 2020-2021 гг. (утв. приказом министерства от 02.10.2019 № 254-ОД). В приложении к Программе профилактики утвержден план-график профилактических мероприятий. По итогам работы 2019 года все предусмотренные планом-графиком мероприятия выполнены в установленные сроки;

- согласно плана-графика, утвержденного министром 02.10.2019, проведены ежеквартальные публичные мероприятия Данные публичные мероприятия по обсуждению результатов правоприменительной практики, сложившейся при исполнении государственной функции контроля за соблюдением законодательства об архивном деле на территории области проведены 30.09.2019, 16.12.2019 в актовом зале государственного бюджетного учреждения Амурской области «Государственный архив Амурской области».

На официальном сайте министерства (kult.amurobl.ru) в разделе «Деятельность» подраздел «Информация о контрольных мероприятиях» размещены следующие методические рекомендации:

- Перечень обязательных требований;

- Порядок организации и осуществления контроля;

- Руководство по соблюдению обязательных требований законодательства об архивном деле;

- Памятка для предпринимателей: Механизм осуществления проверок соблюдения законодательства об архивном деле на территории Амурской области.

Предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований не выдавалось.

Мероприятия по контролю, при проведении которых не требуется взаимодействие органа государственного контроля (надзора), муниципального контроля, с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями не проводились.

В отчетном периоде проверок в отношении субъектов малого предпринимательства не проводилось.

 


Раздел 5.

Действия органов государственного контроля (надзора),

муниципального контроля по пресечению нарушений обязательных требований и (или) устранению последствий таких нарушений


 

По фактам выявленных нарушений министерством предприняты следующие меры реагирования:

1.     В I полугодии: по результатам 7 плановых проверок выдано 4 предписания;

2.     Во II полугодии:

- по результатам 2 плановых проверок составлено 2 предписания;

Замечания по предписаниям исполняются в установленные сроки.

         В 2019 году специалистами отдела архивного и музейного дела, государственного и муниципальных архивов проводились консультации, оказывалась методическая помощь по организации делопроизводства и хранения документов в архивах организаций. Проведено 19 семинаров для лиц, ответственных за архив в организации, 17 консультаций подконтрольным субъектам непосредственно при проведении проверок, а также постоянно в течении года давались разъяснения по телефону.

         За 2019 год обращений в суд об оспаривании юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями оснований и результатов проведения в их отношении мероприятий по контролю в сфере архивного дела не поступало.

Нарушения, выявленные в ходе проверок, в основном касаются соблюдения Федерального закона от 22.10.2004 № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации» и Правил организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях, утвержденных приказом Министерства культуры Российской Федерации от 31.03.2015 №526.

 


Раздел 6.

Анализ и оценка эффективности государственного

контроля (надзора), муниципального контроля


 

№ п/п

Показатель

I полугодие

II полугодие

Итого за год

1

2

3

4

5

1

Количество запланированных проверок

7

2

9

2

Доля проведенных плановых проверок в процентах от общего числа запланированных проверок (выполнение плана проведения проверок) (в %)

100

100

100

3

Доля заявлений органов государственного контроля (надзора), направленных в органы прокуратуры о согласовании проведения внеплановых выездных проверок, в согласовании которых было отказано

0

0

0

4

Общее количество проведенных проверок (плановых, внеплановых)

10

7

17

5

Доля проверок, результаты которых были признаны недействительными

0

0

0

6

Доля проверок, проведенных органами государственного контроля с нарушениями требований законодательства РФ о порядке их проведения, по результатам выявления которых к должностным лицам органов государственного контроля, осуществившим такие проверки, применены меры дисциплинарного административного наказания

0

0

0

7

Общее количество подконтрольных субъектов

639

639

639

8

Доля юридических лиц, в отношении которых органами государственного контроля были проведены проверки

1,5

1,1

2,6

9

Среднее количество проверок, проведенных в отношении 1 юридического лица

0,9

0,5

1,4

10

Доля проведенных внеплановых проверок

30

71,4

47,05

11

Общее количество правонарушений, выявленных по итогам проверок

14

6

20

12

Доля правонарушений, выявленных по итогам проведения внеплановых проверок

0

0

0

13

Доля внеплановых проверок, проведенных по фактам нарушений, с которыми связано возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия и т.д. с целью предотвращения угрозы причинения такого вреда

0

0

0

14

Доля внеплановых проверок, проведенных по фактам нарушений обязательных требований, с которыми связано причинение вреда жизни и здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия народов РФ, имуществу физических и юридических лиц, безопасности государства, а также возникновение ЧС природного и техногенного характера, с целью прекращения дальнейшего причинения вреда и ликвидации последствий таких нарушений

0

0

0

15

Доля проверок, по итогам которых выявлены правонарушения

40

28,6

35,3

16

Доля проверок, по итогам которых по результатам выявленных правонарушений были возбуждены дела об административных правонарушениях

0

0

0

17

Доля проверок, по итогам которых по фактам выявленных нарушений наложены административные наказания

0

0

0

18

Доля юридических лиц, в деятельности которых выявлены нарушения обязательных требований, представляющие непосредственную угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия народов РФ, имуществу физических и юридических лиц, безопасности государства, а также возникновение ЧС природного и техногенного характера

0

0

0

19

Доля юридических лиц, в деятельности которых выявлены нарушения обязательных требований, явившиеся причиной причинения вреда жизни и здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия народов РФ, имуществу физических и юридических лиц, безопасности государства, а также возникновения ЧС природного и техногенного характера

0

0

0

20

Количество случаев причинения юридическими лицами вреда жизни и здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия народов РФ, имуществу физических и юридических лиц, безопасности государства, а также ЧС природного и техногенного характера

0

0

0

21

Доля выявленных при проведении проверок правонарушений, связанных с неисполнением предписаний

0

0

0

22

Отношение суммы взысканных административных штрафов к общей сумме наложенных административных штрафов

0

0

0

23

Средний размер наложенного административного штрафа, в т.ч. на должностных лиц и юридических лиц (в тыс.руб.)

0

0

0

24

Доля проверок, по результатам которых материалы о выявленных нарушениях переданы в уполномоченные органы для возбуждения уголовных дел

0

0

0

 

Эффективным методом работы по предупреждению правонарушений является проведение отделом архивного и музейного дела министерства методической работы по разъяснению правил применения норм архивного законодательства. Результатом работы является уменьшение числа организаций-источников комплектования государственного и муниципальных архивов, имеющих задолженность по упорядочению и сдаче документов на постоянное хранение в архивы.

 


Раздел 7.

Выводы и предложения по результатам государственного

контроля (надзора), муниципального контроля


 

При принятии мер реагирования по результатам проведенных контрольных мероприятий возникает сложность при разграничении грубых нарушений, при обнаружении которых необходимо составить протокол об административном правонарушении, от нарушений, при обнаружении которых достаточно выдать предписание на их устранение.

Самым распространенным нарушением в области соблюдения законодательства об архивном деле на территории области является нарушение правил формирования, хранения и учета архивных документов. Это связано как с частой сменой ответственных за архив, а также с недостатком финансовых вложений для обеспечения сохранности документов и созданием нормативных условий для хранения.

Совершенствованию контроля за исполнением архивного законодательства может способствовать:

- утверждение перечня нарушений в области архивного дела, по которым составляются протоколы об административных правонарушениях;

- увеличение размеров штрафов за правонарушения в области архивного дела.

За неисполнение требований архивного законодательства в настоящий момент предусмотрены КоАП РФ незначительные размеры штрафов и составляют согласно:

- ст.13.20. влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от 100 до 300 руб.; на должностных лиц – от 300 до 500 руб.;

- ст. 19.5. влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 300 до 500 руб.; на должностных лиц – от 1000 до 2000 руб. или дисквалификацию на срок до 3-х лет; на юридических лиц – от 10000 до 20000 руб.

 


Приложения